Теоретическое отделение Чебоксарской детской музыкальной школы № 2 им. В.П.Воробьева существует с момента основания школы – с 1963 года. Предметы теоретического курса входят в программу всех отделений музыкальной школы, поэтому теоретическое отделение охватывает всех учащихся школы. За многие годы на отделении работали высокопрофессиональные творческие преподаватели:
Манефа Ефимовна Трифоновна – талантливый педагог, заслуженный работник культуры Чувашской Республики. В ее годы работы в школе предмет «Хоровое сольфеджио» был поставлен на высокий профессиональный уровень.
Юрий Илларионович Мурзаев – педагог, прекрасный теоретик, ученик чувашского композитора Виктора Александровича Ходяшева, организовал в школе класс сочинения.
Александр Борисович Дорохов — талантливый и успешный музыкант, теоретик.
Светлана Михайловна Кузьмина – творческий педагог, имела большой стаж работы в школе.
Лора Викторовна Фоманова — преподаватель музыкальной литературы с огромным стажем и знаниями и творческим подходом к преподаванию.
Наталья Валерьевна Мотина — организатор ускоренного обучения для взрослых; разработала уникальную методику развития слуха через подбор музыки, выпустила книгу «Курс практической гармонии на уроках теории музыки и сольфеджио».
В настоящее время в школе преподают:
Степанова Татьяна Евгеньевна – заведующая отделением, преподаватель по предметам «Сольфеджио», «Слушание музыки».
Елена Витальевна Ананьева – преподаватель по предметам «Музыкальная литература», «Общее фортепиано». Заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
Среди выпускников теоретического отделения, окончивших школу в разные годы: Лариса Быренкова (преподаватель ЧМУ им. Ф.Павлова, композитор, член Союза Композиторов России ), Олег Трифонов (член Союза Композиторов России), Иванов Алексей (преподаватель ЧДШИ №4), Ирина Печникова (композитор, педагог, работает в г. Нижний Новгород).
Из учеников, закончивших школу недавно и продолжающих обучение по теоретическим специальностям: Казакова Ирина – студентка Казанской консерватории им.Жиганова .
Проектная деятельность педагогов теоретического отделения. объединяет вокруг себя учащихся разных отделений. Ребята с радостью участвуют в концертной и просветительской деятельности.
Проекты теоретического отделения:
— Межрегиональный духовно-нравственный музыкальный проект — форум «Россия – Родина святая проводится с 2009 года (руководитель проекта – Ананьева Елена Витальевна);
— Проект «В союзе музыки и слова». Ведущая и автор проекта — Татьяна Степанова, соведущая — библиотекарь Наталья Журавлева.
В рамках иллюстрирования предмета «Слушание музыки» (преподаватель Степанова Т.А.), в разделе «Народное творчество» проводятся лекции – концерты, приуроченные к календарным народным праздникам:
–- «Осенины» («Осенняя пора»),
— «Приходила Коляда»,
— «Масленичные гуляния»
Традиционно отделение проводит концертные мероприятия в рамках школы, участниками которых становятся юные музыканты всех отделений школы:
— серия концертов – лекций «Филармония школьника» (преподаватель Ананьева Е.В.),
— новогодние концерты
— концерты – лекции для поступающих «Ты откуда, музыка?» (преподаватель Степанова Т.А.),
Ученики теоретического отделения школы неоднократно становились призерами городских и республиканских теоретических олимпиад и конкурсов:
— Республиканский конкурс юных теоретиков по сольфеджио,
— Республиканский форум «Одаренные дети Чувашии»,
— Межрегиональный «Музыкальный эрудит»,
— Всероссийский конкурс «Viva, solfeggio!».
Предложение стать участниками профессиональных конференций, семинаров, форумов и конкурсов(в том числе– в Республиканском конкурсе методических работ, во Всероссийском конкурсе «Престиж») всегда с радостью поддерживается педагогами теоретического отделения детской музыкальной школы №2 имени В.П.Воробьева.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕБОКСАРСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 2 им. В. П. ВОРОБЬЕВА.
В музыкальной школе для самых маленьких учеников существует подготовительное отделение. Принимаются дети в возрасте 5-6 лет. С каждым годом оно расширяется, так как желающих получить музыкальное образование становится все больше.
Доказано, что занятия музыкой в раннем возрасте развивают творческие способности, улучшают речь, координацию, память, абстрактное мышление, способствуют успешной самореализации детей. Польза от музыкальных занятий состоит ещё и в том, что она привносит в жизнь яркие впечатления. И чем раньше ребёнок соприкасается с музыкой, тем легче развиваются музыкальные способности.
Комплексная программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» включает в себя предметы: «Музыкальная грамота», «Азбука театра», музыкальный инструмент. Предметы взаимосвязаны между собой, при этом каждый является частью музыкально-теоретического материала. На уроках малыши много поют, двигаются, в игровой форме пишут свои первые ритмические диктанты, слушают музыку, играют на ударных инструментах, переносят музыку на бумагу в своих искренних рисунках. Яркие сценические эмоции переживаются ребятами от участия в театральных музыкальных постановках. В конце каждого полугодия дети выступают перед родителями, показывая свои умения и навыки.
Занятия по данной программе проходят в игровой форме, тем самым облегчая доступность материала. Перед поступлением в первый класс ребята проходят экзаменационные испытания и большинство поступает в 1-й класс музыкальной школы на выбранный музыкальной инструмент.
С момента открытия подгруппы руководит работой отделения Степанова Татьяна
Евгеньевна, педагог высшей квалификационной категории.